Противодействие мошенникам
Социальный фонд России предлагает ознакомиться с типичными схемами мошенников, чтобы защитить себя и своих близких от ловушек аферистов.

Как действуют мошенники
Поступает звонок от злоумышленника
Он представляется сотрудником Социального фонда России и сообщает, что нужно обратиться в клиентскую службу с заявлением для перерасчета пенсии, социальной выплаты или корректировки данных о пенсионном стаже.
Иногда лжесотрудник Фонда сообщает об уменьшении размера выплаты, ее приостановлении или полном прекращении.
Еще один вариант – он просит подтвердить заявку на смену счета для зачисления пенсии: на возражение о том, что такой заявки не было, аферист уверяет, что взломан личный кабинет человека.
Запрашиваются персональные данные
Предлог – необходимость осуществить предварительную запись на прием в клиентскую службу СФР для решения вопроса. Также мошенник может направить смс-сообщение с фиктивным кодом для подтверждения записи.
Открывается доступ к личному кабинету на портале «Госуслуги»
При повторном звонке гражданина просят назвать код, который пришел в СМС-сообщении с портала «Госуслуги». При его озвучивании, злоумышленники получают доступ к личному кабинету и могут совершать операции с финансами или имуществом обманутого гражданина.
Что делать
Представители Соцфонда никогда не звонят, чтобы сообщить информацию о необходимости перерасчетов или других действий, кроме случаев, когда граждане сами оставляют запрос и номер телефона для обратной связи.
Как действуют мошенники

В дом приходит мнимый специалист Социального фонда
Он предлагает решить вопросы по пенсионному или социальному обеспечению или извещает о проверке соответствия предоставленных гражданином данных о месте регистрации с фактическим адресом проживания. Во время визита мошенник может забрать деньги или ценности, узнать необходимую информацию для совершения противоправных действий.
Зачастую такие визиты сопровождаются распространением в социальных сетях и мессенджерах недостоверной информации о волне проверок пенсионеров со стороны Социального фонда.
Мошенники выведывают информацию о жильцах дома
Под предлогом «сбора заявлений на санаторно-курортное лечение» или «обновления сведений для вручения подарков ко Дню пожилого человека» аферисты спрашивают у соседей, с кем проживают пожилые люди, каким способом получают пенсию, когда бывают дома.
Что делать
Случаи, когда специалисты клиентских служб Социального фонда осуществляют визиты на дом, возникают крайне редко. Сотрудник может прийти к гражданину по его заявке или в связи с невозможностью связаться с ним дистанционно, например, для подтверждения факта ухода за гражданином.
Как действуют мошенники
Поступает звонок
Злоумышленник представляется сотрудником фонда, сообщает о положенных дополнительных выплатах или перерасчете пенсии. Под предлогом сверки данных, выведывает информацию о банковской карте или требует перевода определенной суммы денег.
Что делать
СФР никогда не предлагает гражданам перевести деньги на счет для предоставления социальной помощи или выплат.
Если гражданин уже является получателем какой-либо выплаты, в фонде есть все необходимые реквизиты для перевода положенных гражданину денежных средств.

Как действуют мошенники
Поступает звонок от псевдоюриста
Он вводит в заблуждение гражданина и сообщает ему, что Социальный фонд его обсчитал и назначил ему минимальную пенсию, затем предлагает за вознаграждение (комиссию) помочь с решением вопроса.
Другой вариант: псевдоюрист навязывает защиту от мнимых проверок или вымышленных проблем с официальными органами.
Предлагается юридическая помощь в оказании услуг, которые можно получить бесплатно
Юристы (мнимые или реальные) предлагают помощь в перерасчете пособий, пенсий или социальных выплат. За свои услуги они требуют деньги, в то время как гражданин может самостоятельно направить любой запрос или получить консультацию в Социальном фонде России совершенно бесплатно.
Важно!
В договоре с недобросовестными компаниями, предлагающими юридические услуги, нет упоминаний о результате работы, в качестве услуги обозначена только «помощь с оформлением документов». Потребовать деньги назад невозможно.
Что делать

Как действуют мошенники
На электронную почту приходит письмо от имени Социального фонда
В нем сообщается о положенной индексации пенсии или перерасчете какого-либо пособия. Далее предлагается по ссылке перейти на сайт, он является поддельным.
Заполняя расположенные на мошенническом сайте формы, гражданин невольно предоставляет аферистам свои личные и финансовые данные, в результате лишается своих денежных средств.
Что делать
- Быть внимательными: не переходить по подозрительным ссылкам в электронных письмах или сообщениях, которые приходят от незнакомых отправителей, ни в коем случае не вводить свои персональные данные.
- Обращать внимание на адрес веб-ресурса — поддельный сайт может отличаться от официального всего лишь одной буквой. Адрес официального сайта должен начинаться с букв https, а не с http, а в адресной строке должен отображаться значок в виде закрытого замка.
Напоминаем адрес сайта Социального фонда России – https://sfr.gov.ru/.
Как действуют мошенники
В мессенджер приходит сообщение от лица руководителя или сотрудника Социального фонда России
Это фальшивый аккаунт, который создали мошенники, используя данные сотрудников из Интернета. Все выглядит максимально достоверно.
Гражданина просят помочь, например, в задержании аферистов, предупреждают о скором звонке уполномоченного сотрудника и рекомендуют следовать его инструкциям. О факте разговора просят никому не сообщать. В процессе разговора преступники пытаются получить доступ к банковским данным гражданина или убеждают его добровольно перевести деньги на их счета.
Что делать

Как действуют мошенники
Владельцам сертификата на материнский капитал предлагают «надежные» способы получения денежных средств на руки
Среди вариантов могут фигурировать:
«Юридическое сопровождение и помощь» могут быть предложены для незаконного получения маткапитала в случае лишения родительских прав или при отсутствии ребенка (ложная регистрация несуществующего ребенка в ЗАГСе).
Важно!
Ответственность за мошенничество с материнским капиталом прежде всего несет владелец сертификата. Он признается участником преступления по факту нецелевого использования средств федерального бюджета и получает судимость по статье 159 УК России «Мошенничество».
Помимо этого гражданин обязан вернуть средства маткапитала государству и уплатить проценты за использование займа на приобретение жилого помещения кредитной организации.
Следует знать:
Что делать
Территориальные органы СФР при принятии решения по заявлению о распоряжении осуществляют проверку наличия права на использование средств материнского капитала и соответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством. В случае выявления фактов, позволяющих усомниться в законности использования средств материнского капитала, информация направляется в правоохранительные органы.
При приобретении жилого помещения с использованием средств займа, следует обратить внимание на следующие детали:
Заключая договор займа с кредитным потребительским кооперативом сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом, необходимо проверить, что он:
Необходимо помнить несколько простых правил:
Чтобы защититься от финансовых потерь, необходимо придерживаться следующих правил:
Не сообщать незнакомым людям и не вводить на незнакомых сайтах:
Не публиковать персональные и финансовые сведения в социальных сетях или на каких-либо форумах в Интернете, не хранить данные банковских карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне;
Не переводить деньги незнакомым людям, не переходить по ссылкам, приходящим от незнакомых людей.
Вся официальная информация о пенсиях, пособиях, индексациях, перерасчетах и сроках доставки выплат доводится до граждан через официальный сайт СФР https://sfr.gov.ru/ и официальные аккаунты в социальных медиа: vk.com/sfr, t.me/sfr_gov, ok.ru/sfr.
Для получения личной консультации по социальным вопросам можно обратиться: