События

Двухлетний "переходный период" в вопросе изменения ставок социальных платежей позволит правительству впервые с 2002 года попытаться завершить пенсионную реформу. Заместитель министра здравоохранения и социального развития, статс-секретарь ведомства ЮРИЙ ВОРОНИН рассказал корреспонденту "Ъ" ДАРЬЕ НИКОЛАЕВОЙ о том, как предполагается в 2012-2013 годах изменить параметры пенсионной системы, чтобы, формально не повышая пенсионный возраст и не наращивая вновь дефицит Пенсионного фонда, добиться ее сбалансированности. 

- Сроки подготовки стратегии развития пенсионной системы до 2050 года корректируются в связи с поручением президента по снижению страховых взносов? 

- Мы планировали подготовить предложения по стратегии к 1 июля. Поручение президента внесло коррективы в проводимую нами работу. Не исключено, что, исходя из решений, которые приняты по величине тарифа страховых взносов, нам потребуется переосмыслить и уточнить наши наработки. Окончательные предложения, таким образом, могут быть внесены в 2011 году - ориентировочно в сентябре-октябре. 

Давайте поразмышляем, какие могут быть в принципе варианты развития ситуации со страховыми взносами. Решение о целесообразности снижения страховых взносов - как в целом, так и в отношении отдельных категорий страхователей, для которых рост страховых тарифов был наиболее существенным, например для малого бизнеса, может быть компенсировано либо за счет бюджетных трансфертов, либо за счет увеличения размера взносооблагаемой базы, либо путем комбинирования того и другого. Однако любое вторжение во взносооблагаемую базу будет означать выход за рамки изменения только доходной части пенсионной системы, поскольку подобное решение окажет прямое воздействие на существующую конфигурацию всей пенсионной системы, включая порядок определения размера трудовой пенсии. Подготовить и осуществить такое кардинальное изменение пенсионного законодательства до 1 января 2012 года нереально. 

Отсюда напрашивается следующий вывод: принять по страховым взносам временное решение, рассчитанное на два года. В течение этого переходного периода подготовить новую редакцию закона о трудовых пенсиях и тем самым синхронизировать процесс совершенствования взносообложения и исчисления пенсий - то есть подготовить единый реформаторский пакет по взносам и пенсиям.

- Означает ли это, что готовится не просто корректировка пенсионной системы, а самая настоящая реформа?

- Думаю, это будет кардинальная реформа. Не настройка, не наладка существующей системы - то, что мы пытались сделать в 2009-2010 годах. Мы не меняли и не ломали принципы, заложенные в реформу 2002 года Михаилом Зурабовым и Михаилом Дмитриевым. Все наши решения, например валоризация пенсионных прав, доплаты до прожиточного минимума пенсионера, возвращение полноценных страховых взносов и введение взносооблагаемого заработка, который мы называем потолком, а другого способа ограничить обязательства у нас в действующей парадигме не было, идут в логике реформы 2002 года. Однако чем дальше мы идем прежним путем, тем отчетливее видим, что реформа 2002 года не достигла целей, о которых заявляли ее идеологи.

- Что предлагает Минздрав?

- Ключевым моментом в пенсионной системе является пенсионная формула - специалисты называют ее эквивалентной, потому что она работает по принципу банковского депозита: сколько взносов перечислено за работника - столько потом ему и должно быть выплачено в виде пенсии. Эта формула тупиковая и порождает проблемы, которые невозможно решить в действующей конфигурации пенсионной системы. Минздрав предлагает ее изменить.

Многие эксперты, которые занимаются налогами, предлагают увеличить потолок взносооблагаемого заработка и за счет этого роста компенсировать снижение ставки взносов. Проблема в том, что они, не зная устройства пенсионного законодательства, эквивалентной пенсионной формулы, не понимают, что при увеличении потолка увеличиваются обязательства - то есть пенсионные выплаты. Мы не можем идти этим путем. Если мы разгоняем взносооблагаемую базу, то нам нужен ограничитель принимаемых системой обязательств. Проблему сбалансированности взносов и обязательств и должна будет решать новая пенсионная формула. Модернизировав пенсионную формулу, мы сможем обеспечить и выполнение задачи пополнения доходной базы пенсионной системы. Если новая формула не будет напрямую завязана на генерацию обязательств, мы можем вернуться и к обсуждению часто высказываемой в обществе идеи обложения всего заработка страховыми взносами. При действующей формуле это сделать невозможно. 

- Какую формулу предлагает Минздрав? 

- Мы предлагаем вернуться к формуле индивидуального коэффициента, которая существовала до 2002 года, но в модернизированном виде. Сейчас пенсия считается просто: расчетный пенсионный капитал делится на ожидаемый период выплаты пенсии - 204 мес. в 2011 году (в 2013 году мы должны выйти на окончательную цифру - 228 мес.). В новой формуле, состоящей из четырех элементов, будет учитываться стажевый коэффициент - от 0,55 до 0,75. Причем 0,55 - эта та ставка стажевого коэффициента, которая должна быть установлена при минимально требуемом стаже. Международная организация труда в известной 102-й конвенции о коэффициенте утраченного заработка - 40% указывает на минимальный размер стажа - 30 лет. Пока размер стажа - это вопрос обсуждения. Каждый год стажа сверх минимально требуемого даст прибавку к стажевому коэффициенту - 0,01, ниже минимального - будет уменьшаться на 0,01.

В новой формуле стажевый коэффициент умножается на соотношение индивидуального среднего годового заработка к среднему годовому заработку по стране. Это соотношение обеспечивает постоянную актуализацию размера пенсии, что сегодня Минздравсоцразвития вынуждено делать путем апрельской индексации расчетного пенсионного капитала.

Третий элемент новой формулы - это средний заработок текущего года. Он будет меняться ежегодно для проведения индексации размера пенсии, чтобы после назначения размер пенсии не устаревал.

Четвертый элемент новой формулы - это сложный интегрированный коэффициент, который будет учитывать демографическую и макроэкономическую нагрузку. Он будет считаться каждый год актуарным образом. Этот коэффициент при расчете пенсий учитывают в своих пенсионных формулах все ведущие страны. 

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ