Заместитель полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе А.Б. Левинталь посетил клиентскую службу Управления ПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе и оценил уровень предоставления населению государственных услуг ПФР.
Управляющий Отделением ПФР по Хабаровскому краю Ирина Звержеева познакомила Александра Борисовича с современными технологиями, применяемые в работе с гражданами и позволяющими населению реализовать пенсионные и социальные права в максимально комфортных для них условиях.
Ирина Гаврииловна подчеркнула, что с введением в эксплуатацию системы электронной очереди в Управлении ПФР отсутствие очередей стало привычной практикой. Ежедневно эту клиентскую службу посещает в среднем до 1 тысячи человек, и каждый - со своим вопросом. Максимальное время ожидания приема – не более 15 минут, но зачастую и того меньше.
Каждый посетитель регистрируется в терминале электронной очереди, который предлагает набор тем. Темы затрагивают интересы разных возрастных групп. Пенсионное обеспечение – людей преклонного возраста; получение страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования – от 14 лет и старше; материнский капитал – семьи, имеющие детей, всех граждан независимо от возраста - программа государственного софинансирования пенсий.
Для тех, кто сомневается в выборе - при входе за стойкой справочной службы находится диспетчер, который сориентирует посетителя, куда ему необходимо идти.
Александр Борисович решил проверить, как быстро подойдет его очередь, и получил талон с номером. С таким талоном граждане проходят в зал ожидания, в котором на экране высвечивается номер очереди и голосовое сообщение приглашает в определенную кабинку. Одновременно прием ведут 30 специалистов.
В кабинке у специалиста клиентской службы можно получить любую консультацию. Используются специальные программно-технические комплексы, где содержатся сведения обо всех гражданах и действует особая система защиты информации. В клиентской службе ответят на все вопросы о пенсии, примут документы на перерасчет или назначение пенсии, на назначение ежемесячной денежной выплаты, на выплату средств правопреемникам пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, на выдачу сертификата на материнский капитал, о выборе УК или НПФ и др. Здесь можно получить выписку из индивидуального лицевого счета, а также - подать заявление на вступление в Программу государственного софинансирования пенсии.
В клиентской службе предусмотрено и информационное самообслуживание граждан посредством инфомата. Его меню предлагает гражданам федеральные законы о пенсионном обеспечении, постановления Правительства об индексации, указы Президента. Инфомат содержит справочную информацию о размерах пенсий и проведенных индексациях, о перечне документов, необходимых для назначения пенсии. Также инфомат позволяет оперативно получить справку о размере пенсии.
Для этого пенсионеру достаточно набрать свой страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), путем несложного алгоритма действий самому сформировать заявку на выдачу справки о размере пенсии и отправить её на печать. Остается только предъявить паспорт диспетчеру справочной службы и получить справку.
Через 7 минут после регистрации, номер на талоне заместителя полпреда Президента РФ в ДФО, был озвучен приглашением на прием.
В беседе со специалистом ПФР Александр Борисович поинтересовался, как проходит процесс назначения пенсии. Ведущий спэциаист-эксперт Ирина Владимировна Шаркунова рассказала, что за 6 месяцев до наступления общеустановленного пенсионного возраста, каждому будущему пенсионеру приходит приглашение посетить пенсионный фонд. Такой срок требуется для проведения полной правовой оценки документов и запроса недостающих справок о стаже работы, заработной плате в организации либо архивные органы.
Специалисты ПФР проконсультируют будущего пенсионера о том, какие документы необходимо собрать, а при необходимости окажут содействие в направлении запросов бывшим работодателям. Там, где это потребуется, проведут проверку достоверности представленных сведений, пополнят или откорректируют индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования.
Сейчас органы ПФР активно взаимодействуют с архивами края по защищенным каналам телекоммуникационной связи, используя электронный документооборот. Поэтому при назначении пенсии жителям края не нужно самостоятельно делать запросы в архивы, а тем более самим их посещать. Специалисты ПФР не только самостоятельно сделают запрос в архивные учреждения, но и в считанные дни получат по электронной почте документ, заверенный электронно-цифровой подписью.
Также сейчас все пенсионные дела переводятся в электронный вид и хранятся не на бумаге, а в электронном виде на цифровых носителях информации. Таким образом, отпадает необходимость использовать большие площади под архивы. Электронное пенсионное дело позволяет избежать сборов многочисленных официальных бумаг и справок для назначения пенсии.
А. Б. Левинталь побывал и в зале ожидания приема владельцев государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Здесь для удобства мам и их малышей установлен пеленальный столик и выделено место для колясок.
В кабинете руководителя клиентсткой службы Александру Борисовичу была продемонстрирована программа удаленного видеоконтроля «Босс видит все». С её помощью руководитель, находясь на своем рабочем месте, имеет возможность регулировать наплыв посетителей и координировать действия специалистов, ведущих прием граждан в Южном, Северном и Железнодорожном округах г. Хабаровска.
На втором этаже Управления ПФР находится клиентская служба для плательщиков страховых взносов. Сюда они приходят в периоды отчетных кампаний: не реже четырех раз в год. В это время прием ведут одновременно от 12 до 18 специалистов в режиме «одного окна». Это позволяет плательщику все вопросы решить у одного специалиста.
В зале ожидания приема оборудовано рабочее место для того, чтобы плательщик здесь с помощью специальной программы мог оперативно протестировать документы на наличие ошибок, которые сразу можно было бы исправить.
В г. Хабаровске и Хабаровском районе на учете стоят около 60 тыс. плательщиков страховых взносов, из которых 26 тыс. – это страхователи-работодатели. С 2012 года отменена сдача отчетности для плательщиков стоимости страхового года, представителей так называемого самозанятого населения.
Практика показывает, что сдача отчетности на бумаге и личное посещение клиентской службы для работодателя уходит в прошлое. Сегодняшний день – это бесконтактный электронный документооборот со страхователями
Более 6 тыс. страхователей г. Хабаровска и Хабаровского района сдают отчетность бесконтактным способом. Всего в крае – около 13 тыс. страхователей используют бесконтактный способ сдачи отчетности, не покидая свое рабочее место по защищенным телекоммуникационным каналам связи.
Для дистанционной работы с такими плательщиками страховых взносов отведены отдельные рабочие места.
С целью оперативного доступа к нормативной базе и самостоятельной работы с документами в клиентской службе для плательщиков страховых взносов размещен инфомат. Он позволяет скачать программы для страхователей, бланки отчетности, нормативные документы, а также получить ответы на часто задаваемые вопросы.
Заместитель полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе А.Б. Левинталь отметил хороший уровень организации приема граждан и страхователей, отвечающий современным требованиям. Удобные условия для реализации хабаровчанами своих пенсионных и социальных прав свидетельствуют об уважительном отношении органов ПФР к своим клиентам.