Интервью управляющего ГУ-ОПФ РФ по ЕАО А.Р. Боброва корреспонденту газеты «Биробиджанер Штерн»
- Александр Романович, вы могли бы в нескольких словах сформулировать то главное, что содержится в концепции развития?
- Все должны получать пропорционально вкладу. Причем не трудовому, а денежному. Потому что у работодателей огромный разброс в платежах –кто-то платит страховые взносы в полном объеме, кто-то не платит ничего, а пенсия назначается всем. Сегодня в нашей области с учетом региональных доплат социальная пенсия составляет 6053 рубля, в 2013 году будет почти шесть с половиной тысяч. В то время как средняя пенсия по старости составляет 9700, то есть разница между ними небольшая. В законе сказано, что пенсия может быть назначена при наличии пяти лет стажа. Это уточнение было введено в связи с выплатой второй пенсии тем, кто получает государственную пенсию (военные, представители силовых структур и другие) и продолжает трудиться. Самое главное – это тарифы, по которым платят работодатели. У некоторых категорий плательщиков этот тариф равен нулю. Например, за работников морских пароходств страховые взносы не уплачиваются совсем, однако пенсия у них льготная.
-А что предлагается вместо этого?
- Привести в порядок систему выплат тем, кто относится к льготным профессиям. Пенсия платится за счет общих отчислений, и если она назначается раньше установленного возраста, то работодатель должен платить дополнительно либо создать нормальные условия, при которых льготная пенсия не понадобится. В сфере частного бизнеса, для предпринимателей, работающих «на себя», установлен фиксированный платеж, но его недостаточно даже на минимальную пенсию. Если говорить о принципиальной основе концепции, то она предполагает социальную справедливость пенсии. То есть если отчисления велики, и пенсия должна быть значительной, если они малы – то и пенсия соответствующая. Разница между социальной и трудовой пенсией по старости должна быть как минимум в три- три с половиной раза, а сейчас она составляет примерно 50 процентов.
- Вы говорите о той цели, к которой государство будет стремиться и через определенное количество лет должно ее достичь, не так ли?
- Я вам назову цифру. Частные предприниматели, в том числе малый бизнес, хоть что-то отчисляют. Вместе с тем есть такие, которые вообще ничего не отчисляют, и в России таких 20 миллионов человек.
-Вы имеете в виду предпринимателей или работников?
-Я говорю о гражданах, за которых никто не делает никаких отчислений, это и предприниматели, которые не платят ни налогов, ни страховых платежей, а также работники, за которых не поступает никаких отчислений. Если бы они (или за них) платили страховые взносы, у нас страховой тариф был бы не 22 процента, как сейчас, а 15, и этих средств было бы достаточно, чтобы выплачивать достойную пенсию. С помощью каких рычагов заставить такое количество неплательщиков вносить платежи? В концепции об этом ничего не говорится, и это глобальная социальная проблема. Тем более что к 2030 году у нас пенсионеров будет столько же, сколько и работающих.
-Это много или мало?
- Это нормальная ситуация для развитых стран. Хотя у нас не самая высокая продолжительность жизни, но люди после выхода на пенсию в России живут примерно столько же, сколько жители развитых стран. Правда, тут есть но - россияне уходят на пенсию раньше, чем жители других странах. В большинстве стран у мужчин и женщин возраст выхода на пенсию одинаковый. Кстати, этот аспект тоже влияет на размер пенсии.Нашим гражданам надо привыкать к мысли о том , что если вы хотите получать большую пенсию, надо надеяться не только на работодателя, который перечисляет за вас взносы, но и самим участвовать в этом процессе. Сегодня за работника платит только работодатель. А если сделать, чтобы работодатель платил по полной программе, будет не совсем справедливо. Если человек получает заработок один миллион рублей в месяц, то отчисления за него составляют 220 тысяч рублей в месяц, и пенсия будет примерно 250 тысяч в месяц, если не больше. Трудовой пенсии такого размера у нас нет. Сейчас за счет отчислений на тех, кто больше получает, формируются средства, чтобы платить всем.
- Я хотела бы поговорить о законе, согласно которому уменьшатся отчисления на накопительную часть пенсии, а на страховую увеличатся.
- Закон вступит в силу с 1 января 2014 году, и в первые годы рассчитывать на большой эффект от этого не приходится. Я вам поясню на цифрах. Бюджет Пенсионного фонда России на 2013 год составит 6 130 миллиардов рублей. Рост по сравнению с 2012 годом за счет индексации составит почти 500 миллиардов. Когда закон вступит в силу и будут увеличены отчисления до четырех процентов на страховую часть по списку номер один и на два процента по списку номер два, то к 2015 году за счет перераспределения этого даст увеличение в 39 миллиардов рублей дополнительно.
- А списки номер один и два – это имеются ввиду льготные категории работников?
- Да. В числе тех, кто имеет право на льготное получение пенсии, сегодня также работники так называемой бюджетной сферы, то есть педагоги, медики, работники культуры. Предполагается постепенный переход от этой льготы к повышению заработной платы в течение 15 лет.
- А суть снижения процента на накопительную часть трудовой пенсии состоит в чем?
- Мы пока не говорим о снижении накопительной части. Она может остаться. У кого были перечислены какие-то средства до принятия закона, а он вступит в силу с 1 января 2014 года, средства остаются в соответствии с его распоряжениями. А в дальнейшем он должен сделать выбор – либо он остается в накопительной системе, либо перейдет в страховую. Тем, кому осталось 5-10 лет до пенсии, выгоднее перейти в страховую систему.
Почему? Накопительная часть, сформированная в прежние годы, остается, но если страховая часть у него будет значительная, то при назначении пенсии он выиграет в размере пенсии, поскольку пенсия индексируется на три- четыре процента выше, чем уровень инфляции. А уровень доходности накопительной части в последние пять лет находится либо на уровне инфляции, либо ниже.
- Получается, что накопительная система не оправдала наших надежд?
- Она будет присутствовать всегда, также как и страховая, но не должны быть одна. У будущего пенсионера должно быть несколько вариантов для выбора.
- Очень хорошо, когда есть выбор. А те, кто молод и только начал трудиться, им, получается, выбирать не из чего?
- Кто же мешает молодому работнику следить за тем, чтобы его накопительная часть размещалась в доходных управляющих компаниях? Но надо понимать тот факт, что чудес на свете не бывает. Если мировая экономика переживает кризис, то этот кризис распространяется на все сферы, и наоборот, когда она идет на подъем, то и ценные бумаги растут. Предполагается пенсия трех уровней. Первая – для всех. Вторая –корпоративная с участием работодателя и наемного работника. Третья –чисто добровольная. В этом механизме должен присутствовать не только Пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды, но и банки, страховые компании. Предполагается внедрить эту концепцию до 2030 года, а реально оно начнет работать лет через 30.
- Можете ли вы подтвердить слухи о том, что накопительную часть пенсии ликвидируют?
–Это неправда.
- А о том, что повысят пенсионный возраст?
–Таких планов нет. Пока продолжительность жизни не вырастет, хотя бы до 70 лет, поднимать пенсионный возраст бессмысленно.
- Но, думаю, будут возможны варианты, когда человек сможет пойти на пенсию раньше и получать меньше, либо выйти позже и, соответственно, ее размер в этом случае увеличится.
- Такой вариант существует и сегодня, закон позволяет в течение пяти лет не получать пенсию, тогда ее размер будет превышать 20 тысяч рублей. Другое дело, что это мало кого прельщает, люди хотят иметь деньги сегодня, сейчас.
- Александр Романович, спасибо вам за беседу.
Вопросы задавала Вера ПАВЛОВА