Комитет Госдумы по бюджету и налогам сегодня рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект об изменении порядка определения фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Проект закона, внесенный группой депутатов от "Единой России", направлен на "смягчение" негативных последствий повышения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей. Для этого предлагается перейти к исчислению размера фиксированного страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для самозанятых индивидуальных предпринимателей исходя из величины полученного ими дохода.
Для таких предпринимателей с годовым доходом до 300 тыс рублей сохраняется ставка страхового взноса, исчисляемая исходя из 1 МРОТ. В этом случае совокупный размер страхового взноса во все государственные внебюджетные фонды составит 19 тыс 425 рублей в год. А для предпринимателей, чей годовой доход превышает эту сумму, ставка устанавливается исходя из 1 МРОТ плюс 1 проц от суммы дохода, превышающего 300 тыс рублей.
Бюджетный комитет считает, что уменьшение фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию должно быть осуществлено для всех категорий самозанятого населения, в том числе адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. Комитет отмечает необходимость определения источников компенсации выпадающих доходов Пенсионного фонда РФ в случае введения норм законопроекта в 2013 году.
Правительство РФ поддерживает законопроект при условии учета имеющихся к нему замечаний. В частности, оно предлагает учитывать, что введение механизма исчисления фиксированного размера страховых взносов с учетом дохода самозанятых граждан приведет к необходимости представления ими соответствующей отчетности в органы Пенсионного фонда РФ /ПФР/, а также информации о полученных доходах и документов, отражающих перечень операций, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности.
Сейчас индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения гражданам, применяющие упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, уменьшают сумму налога на уплаченные страховые взносы в ПФР и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере. В связи с этим установление не ограниченного определенной суммой фиксированного размера страхового взноса в случае превышения величины годового дохода индивидуального предпринимателя 300 тыс рублей, приведет к выпадающим доходам региональных и местных бюджетов, в которые зачисляются данные налоги. Однако в материалах к законопроекту не содержится всех необходимых расчетов и обоснований социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемого изменения.
С 1 января 2013 года размер фиксированного страхового взноса в государственные внебюджетные фонды для самозанятого населения, к которому, в том числе, относятся индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, увеличился в 2 раза - с 19 425 рублей до 35 664,6 рублей в год. В результате столь резкого повышения тарифов страховых взносов началось массовое закрытие индивидуальных предпринимателей или их переход в теневой сектор экономики.
Подобный дифференцированный подход к исчислению страховых взносов, по мнению авторов законодательной инициативы, даст микробизнесу с небольшими доходами возможность продолжать работать легально и не уходить "в тень", а более крупным индивидуальным предпринимателям позволит формировать свои пенсионные права в большем объеме. "Данное предложение было поддержано всеми деловыми объединениями, а также Минэкономразвития России и Минсельхозом России", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
ИТАР-ТАСС, 10.06.2013