События

/files/branches/eao "Те взносы. которые должны были пойти на накопительную часть пойдут на страховую"

ВЕДУЩИЙ: В условиях внешних угроз российские правительство решило не только ограничить допуск иностранной продукции на рынок, но и перевести в будущем году накопительные пенсионные средства в страховые, доходность которых значительно больше. Подробности о пенсионном вопросе смотрите в интервью моих коллег с министром труда и социальной защиты Максимом Топилиным.

ВЕДУЩИЙ: Максим Анатольевич, спасибо большое, что нашли время ответить на наши вопросы. Последняя тема, которая относится и к вашему ведомству, это конечно же решение накопительную часть отчислений перенести все-таки в распределительную часть в 2015-м году. Много есть мнений и за, и против. В частности, ваше ведомство было за эту инициативу. Какие вот ваши аргументы, все-таки склонили кабмин в пользу этого решения?

Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Мне очень приятно, что вы сформулировали то решение, которое принято. Это не продление замораживания накоплений как часто в последнее время говорят, а это именно решение о том, что те взносы, которые должны были идти в накопительную часть, если бы не менялось законодательство, пойдут в страховую, в распределительную часть. Именно такое решение принято, и с точки зрения его реализации, сейчас министерство готовит, в том числе и наше министерство, готовит уже технологию исполнения данного решения. И вообще рассуждали о том, что накопительная составляющая за последние годы и вообще за всю историю показывает себя не очень эффективно, это заставляет постоянно задумываться о ее судьбе, в том числе.

ВЕДУЩИЙ: Но вот, все-таки, так скажем, ваши оппоненты говорили до этого, что при этом изымаются деньги из экономики, то есть 280 миллиардов за 2015-й год по сути, экономика не получит. Как тут быть?

Максим ТОПИЛИН: На самом деле, это совсем не так. Если бы кто-нибудь посчитал, а сколько же дали в прошлые годы, когда деньги шли в накопительную составляющую, какой был вклад вот этой накопительной составляющей, там в экономический рост. Почему-то сейчас начинают говорить о том, что 1,5% мы не доберем роста или там 1%. Никто никогда не считал, и никто никогда вам не ответит, сколько раньше дали эти инвестиции, там или не инвестиции, куда они шли. Поэтому никто, я уверен, таких расчетов не делал. Что касается, что тезиса о том, что деньги будут изъяты из экономики.

Действительно, ведь система накопительная работает так, что фактически государство, федеральный бюджет должен изъятые средства в накопительную компенсировать из федерального бюджета в виде трансферта бюджета пенсионного фонда. То есть, мы туда отдаем средства, и потом компенсируем из федерального бюджета трансфертом.

Когда деньги идут в распределительную составляющую, они с одной стороны, образуют права будущих пенсионеров в этом объеме с гарантией, с другой стороны, в текущем режиме они идут на текущие выплаты. В этой связи, в бюджете остаются эти 270 миллиардов, которые будут, очевидно, потрачены на какие-то цели. Это могут быть социальные программы, это могут быть инвестиционные программы. Где-то они пойдут в экономику, безусловно.

ВЕДУЩИЙ: А кстати, деньги, которые высвободились в этом году, я знаю, писали об этом. Часть из них пошла на поддержку Крыма. Уже есть какие-то планы на вот деньги, которые появятся в будущем году?

Максим ТОПИЛИН: Нет, пока мне об этом неизвестно. Пока все министерства, с министерством финансов во главе, верстают бюджет и ответ на этот вопрос будет где-то в районе 15 сентября. Когда правительство будет, когда бюджет будет готов, проект бюджета будет готов и правительство его будет рассматривать на своем заседании, это 18,19 сентября, и он будет направлен в Думу. Там уже будет ответ на этот вопрос.

Возможно, это будет тоже резерв, как и в этом году. Нельзя говорить, что это деньги, которые там появились от накопиловки или от пенсий. Это просто путем того, что принимаются более, на мой взгляд, разумная конструкция финансирования пенсий, у государства не появляется необходимости куда-то не понятно, на перспективу, эти деньги отправлять.

ВЕДУЩИЙ: То есть, все-таки, я так понимаю, вы не довольны работой НПФ. В чем проблема? Нет мотивации, или еще какие-то есть сложности?

Максим ТОПИЛИН: Знаете, мне сложно говорить про НПФ, сейчас все ответы будут. Сейчас идет процедура вхождения НПФ в систему гарантий. Многие НПФ ее проходят. НПФ входят в систему гарантий и не могу сказать, что у нас есть какие-то претензии к работе НПФ. Здесь зона ответственности финансовых регуляторов. И я думаю, что порядок здесь будет наведен в этом году до конца года, должна закончиться вот эта ситуация с вхождением в систему. Еще есть, правда, и следующий год. Значит, и нет никаких претензий нет.

Просто мы сравниваем результаты. Ведь мы отвечаем за пенсионеров, прежде всего. И опять-таки, мне бы хотелось, чтобы это было услышано, не социальный блок, все правительство отвечает за судьбы нынешних и будущих пенсионеров. Это однозначно. И мы видим пока, что этот инструмент он не дает ожидаемых результатов. И зачастую говорят, что граждане, мы там кого-то обманули, такие. Вчера такие заявления от отельных структур звучали. На самом-то деле, проведите эксперимент. Опросите на улице граждан. Я вас уверяю, что вы такого не получите ответа, что кто-то считает, что его обманули и так далее, и так далее.

У нас порядка 18 миллионов в НПФ находятся человек. А если мы возьмем этот год, то всего лишь за полугодие, по-моему, порядка 500-600 тысяч, то есть в 20 раз меньше людей в этом году приняло решение перейти, перевести свои средства страховых взносов, 6% в НПФ. Почему? Потому что с этого года, гражданин только сам через пенсионный фонд должен подать такое заявление. Поэтому когда ссылаются на то, что люди не довольны или что-то еще, давайте проведем эксперимент, опросим.

Мы постоянно проводим опросы, и мы вот этого не чувствуем. Каких-то вот обращений граждан о том, что мы категорически против. Как вот бывает, когда хотят, чтобы пенсия была повыше, или что-то еще. И если мы видим, по обращениям граждан, что ситуация как-то обостряется, накаляется, становится боле не спокойной, когда, значит, уровень пенсий не такой нормальный, мы же все это видим по обращениям. Вот применительно к накопительной пенсии таких обращений нет.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, в правительстве все-таки ходят разговоры относительно отмены вообще накопительной части пенсии?

Максим ТОПИЛИН: Да, это обсуждается. Но это не отмена накопительной части пенсии, это тоже не совсем так. На наш взгляд, тот формат, в котором накопительная пенсия существует сегодня в нашем законодательстве, это фактически обязательная накопительная пенсия. Гражданин имеет право выбора. Этого не было два года назад. Мы в рамках пенсионной реформы смогли хотя бы гражданам предоставить это право. Хотите вы распределительную, хотите накопительную, хоть какой-то элемент добровольности приобрела. Но все равно, остаются, по сути, обязательным.

В принципе, накопительная, в классической пенсионной модели, которая применяется в большинстве стран мира, в подавляющем большинстве стран мира, в странах с стандартными, традиционными пенсионными продуктами, это и Франция, и Германия. Там нет таких обязательных накопительных систем, это добровольные системы. Страны, которые в начале 90-х годов, кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже такую систему стали применять, это страны восточной Европы, страны Прибалтики, они уже от этого практически все либо отказались, либо очень резко снизили размер тарифа.

Должно быть так, что граждане сами, работодатели, определяются и дополнительно формируют накопительную пенсию. Пожалуйста, тогда вам и собственность, тогда вам там и гарантии какие-то. Поэтому здесь, я думаю, что мы будем и дальше работать в этом направлении.

ВЕДУЩИЙ: То есть выбор возможно, станет шире гораздо, тогда можно будет не только выбрать НПФ, но и в принципе, необходимость накопительной части.

Максим ТОПИЛИН: Страховую компанию, пожалуйста, страхуйте жизнь, как угодно. То есть вот тогда эти деньги заработают в инвестициях, потому что тогда это выбор человека. Человек сам отдает свои деньги. Он определится, насколько рискованные портфели могут быть и так далее. Те люди, которые выбирают накопительную пенсионную систему, они поступают так, что они отдают деньги. Я сказал немножко не правильно, не свои, деньги работодатель за них платит, и при этом, никаких гарантий, что эти деньги будут с каким-то приростом, никто никаких гарантий не подписывает, никакого, ничего в договоре этого нет. Гарантируется только номинал.

ВЕДУЩИЙ: Но в этом свете, судьба частных пенсионных фондов какая в будущем, как вы ее видите?

Максим ТОПИЛИН: Я считаю, что у них прекрасная судьба, у них есть старт, достаточно много накоплений, которые раньше были перечислены. Это достаточно серьезный ресурс. Они с ними должны работать, они, сейчас будет введена система гарантий, они акционируются. И со всеми теми средствами, которые у них были, они должны будут работать и это не маленькие ресурсы.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, вот еще один вопрос. Просто некоторые считают, то что эта мера, которая была принята, она говорит о том, что какие-то есть сложности в пенсионной системе, что не хватает там денег. Вы опровергали эту информацию.

Максим ТОПИЛИН: Да. Тоже устойчивое мнение, что в пенсионном фонде есть дефицит. Совершенно не правильно. В пенсионном фонде нет никакого дефицита. В пенсионном фонде есть различные, я бы так сказал, недополученные средства, которые недополучены в связи с принятыми на законодательном уровне решениями. И нет ни одной копейки в пенсионном фонде, которые вот просто так дефицитна, ровно только, сколько мы собираем страховых взносов, ровно столько, сколько за все эти законодательные изъятия из тарифов, либо повышенные размеры пенсий, не хватает пенсионному фонду, столько должно придти в виде трансферта. Это не дефицит, это просто модель финансирования. Часть из страховых взносов, часть из федерального бюджета в связи с принятыми решениями.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, есть же коэффициенты, по которым выплачиваются пенсии страховых взносов, ведь многие говорят то, что эти коэффициенты они привязаны к бюджету, и собственно.

Максим ТОПИЛИН: Вы имеете в виду стоимость пенсионного коэффициента. Ну это задачка 16-го года. Мы сейчас не работает эта тема закона о страховых пенсиях, который был принят в прошлом году в рамках пенсионной реформы. И это такой новый механизм индексации. То есть будет стоимость пенсионного коэффициента, который будет в законе о бюджете пенсионного фонда индексироваться. И сейчас мы согласуя с Минфином параметры бюджета пенсионного фонда работаем над этой величиной в 16-м году. В 15-м будет еще не будет индексироваться пенсия через стоимость пенсионного коэффиента, будет обычный механизм индексации, тоже сейчас эти параметры, мы работаем над этими параметрами с Минфином. Но все равно это инфляция плюс доходность. То есть это всегда выше инфляции.

ВЕДУЩИЙ: Это, может быть уже резюмируя эту тему. Все-таки кто от этой инициативы, заморозить накопительную часть пенсии.

Максим ТОПИЛИН: Сейчас не правильно сказали. Часть накопительную, тот тариф, который идет в накопительную, пойдет в страховую. Когда говорят заморозить, имеют в виду, что не заработает система гарантий с 15-го года. Пока этого решения не принято. Какой механизм, как я вам скал, вот этого решения пока нет и мы сейчас над ним работаем вместе с негосударственными фондами, с Минфином. Я думаю, что в течение.

ВЕДУЩИЙ: Вот выиграют от этого прежде всего, бюджет, люди, может быть.

Максим ТОПИЛИН: Бюджет выиграет, люди выиграют.

ВЕДУЩИЙ: Но только, видимо, НПФ не очень.

Максим ТОПИЛИН: Наверное.

ВЕДУЩИЙ: Все-таки перейдем к другой теме сейчас. Вот в связи с тем, что Россия ввела ответные санкции, как это называется, меры по защите наших рынков, в виде ограничений по поставкам овощной продукции из стран, в принципе, как-то возможно тут изменение вот в вашей области в сельском хозяйстве? Там, как изменится жизнь.

Максим ТОПИЛИН: Мне сложно это комментировать. Я полагаю, что это сделано, в общем-то, не от, это было вынужденное решение. Это первое. И второе, я думаю, что нашим сельхозпроизводителям, если это коснется именно вот продуктов питания из Европы, наши сельхозпроизводители получат дополнительные рынки сбыта, это будет определенным позитивным фактором. Посмотрим. Покажет время.

ВЕДУЩИЙ: То есть, возможно, еще появятся новые рабочие места.

Максим ТОПИЛИН: Наверное, да.


РОССИЯ 24, 07.08.2014

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ