Федеральный закон № 190-ФЗ принят в рамках реализации Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 431-р, в части оптимизации взаимодействия с гражданами при получении ими мер социальной поддержки, в том числе сроков их получения, состава представляемых документов, оптимизации процессов предоставления государственных услуг Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также в целях совершенствования пенсионного законодательства в части оптимизации механизма назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца, осуществления перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности отдельным категориям граждан в (проактивном) беззаявительном порядке с учетом развития современных информационных технологий.

Федеральным законом № 190-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[1] и в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[2].

Так, изменениями, внесенными в Федеральный закон № 166-ФЗ и Федеральный закон № 400-ФЗ, предусматривается назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца, а также страховой пенсии по случаю потери кормильца без истребования от правомочного лица заявления о назначении соответствующей пенсии на основании сведений о смерти кормильца и о детях умершего кормильца из единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации[3]. Данные изменения распространяются на детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением лиц, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными).

В таком случае и социальная пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца в срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления необходимых сведений из ЕРН в распоряжение территориального органа СФР.

Помимо этого, Федеральным законом № 190-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 400-ФЗ и Федеральный закон № 166-ФЗ, обеспечивающие:

назначение страховой пенсии по инвалидности в беззаявительном порядке лицам, признанным инвалидами и являющимися получателями страховой пенсии по случаю потери кормильца (в случае если это выгодно пенсионеру);

беззаявительный перерасчет размера социальной пенсии гражданам, являющимся получателями социальной пенсии по старости, социальной пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, в случае признания таких граждан инвалидами, если это выгодно пенсионеру;

назначение в беззаявительном порядке страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, являющимся получателями страховой пенсии по инвалидности, в случае, если размер страховой пенсии по случаю потери кормильца (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца) превысит размер страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности);

беззаявительный перерасчет размера социальной пенсии детям, не достигшим возраста 18 лет, являющимся получателями социальной пенсии по инвалидности, в случае, если размер пенсии по случаю потери кормильца выше, чем размер пенсии по инвалидности;

беззаявительный перерасчет размера пенсии в связи с увеличением количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера (дети до 18 лет);

беззаявительный перерасчет пенсии по случаю потери кормильца в случае изменения категории получателя пенсии по случаю потери кормильца (в случае потери ребенком обоих родителей или одинокой матери);

беззаявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в связи с приобретением гражданином необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях;

беззаявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности пенсионерам при оставлении ими работы и (или) иной деятельности, которым ранее было установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве и осуществлен перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в связи с поступлением на работу и (или) осуществлением иной деятельности;

беззаявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в связи с приобретением пенсионером, проживающим в сельской местности, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, если территориальный орган СФР располагает сведениями о необходимом календарном стаже работы в сельском хозяйстве, подтвержденном на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

установление в беззаявительном порядке доли страховой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и гражданам из числа работников летно-испытательного состава.

Кроме того, в соответствии с положением абзаца восьмого части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом № 190-ФЗ внесены изменения в статью 29 Федерального закона № 400-ФЗ, предусматривающие сохранение денежных средств на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума пенсионерам, у которых производятся удержания из пенсии.

В целях реализации беззаявительного перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности за работу в сельском хозяйстве, Федеральный закон № 190-ФЗ содержит отдельную статью, согласно которой, начиная с 1 января 2024 г. на страхователей, имеющих работы, производства, профессии, должности, специальности, предусмотренные списком соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», возлагается обязанность по предоставлению не позднее 31 декабря 2025 г. в территориальный орган СФР сведений обо всех имевших место до 1 января 2019 г. периодах работы (деятельности), дающей право на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, в отношении всех работающих у них граждан в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Срок вступления в силу Федерального закона № 190-ФЗ - с 1 января 2024 г., за исключением его отдельных положений о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности за работу в сельском хозяйстве, вступающих в силу с 1 января 2026 года.


[1] Далее – Федеральный закон № 166-ФЗ.

[2] Далее – Федеральный закон № 400-ФЗ.

[3] Далее – ЕРН.

 

Скачать Федеральный закон от 29.05.2023 № 190-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О страховых пенсиях"