Глава Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов рассказал в интервью RNS о планах по оптимизации штата и недвижимости фонда, о разнице в отношении к пенсионным накоплениям в России и Германии и использовании новых технологий в работе с гражданами.

— Предложения по изменению статуса Пенсионного фонда России (ПФР) должны быть представлены в I квартале. Как повлияет изменение статуса на пенсионеров и размер пенсий?

— У нас есть два варианта по изменению статуса: казенное учреждение или одна из форм некоммерческих организаций. На мой взгляд, с учетом того, что уже сделано в рамках бюджетного, налогового и гражданского законодательства, мы гораздо больше встроены в государственный сектор.

На размер пенсий изменения не повлияют: они облегчат издание нормативно-правовых актов, потому что сейчас в связи с большим объемом документации бывают трудности. И с точки зрения внутренней жизни фонда, включая защиту прав самих работников, это тоже расставит определенные точки.

— Как профсоюзы будут участвовать в управлении фондом?

— Мы, безусловно, планируем встраивать участие профсоюзов и работодателей, независимо от утвержденной формы. Их роль будет ограничена, но есть ряд стратегических вопросов, которые нужно будет с ними предварительно обсуждать. Сейчас мы это делаем на Общественном совете при фонде, который действует с 2017 года. В дальнейшем будем более активно встраивать работодателей и профсоюзы в работу фонда.

— Использует ли ПФР в работе современные цифровые технологии — например, big data?

— Мы являемся получателями огромного объема информации от работодателей, различных органов, субъектов РФ. Это дает нам возможность комплексно посмотреть на людей, проанализировать уровень нуждаемости, составы домохозяйств. Большие данные позволяют нам не только оказывать услуги населению, но и на совершенно другом уровне управлять различными процессами в социальной сфере. Например, в ряде регионов есть виртуальная клиентская служба, когда человек к нам дистанционно обращается, и если мы его по определенным правилам идентифицируем, то можем персонально отвечать на его вопросы. Это можно делать в автоматическом режиме.

Big data имеет двухстороннюю историю: с одной стороны мы — потребитель информации, с другой – поставщик. Мы создали Федеральный реестр инвалидов, ЕГИССО (Единую государственную информационную систему социального обеспечения) — все могут пользоваться имеющимися там данными. Они нужны, например, для бизнеса или компаний-перевозчиков типа РЖД, которым нужна та или иная статистика по инвалидам.

— Министр экономического развития Максим Орешкин неоднократно заявлял, что необходимо повышать производительность труда. Что вы для этого делаете?

— Существует отдельная программа по повышению производительности труда, одним из направлений которой является переподготовка кадров. Со своей стороны мы на регулярной основе обмениваемся со всеми ведомствами информацией о статусе тех или иных граждан, на которых нацелены программы занятости. Такая же у нас, кстати, история с инвалидами. А с этого года мы предоставления службам занятости информацию о том, является гражданин предпенсионером или нет.

— Производительность труда в фонде вы тоже планируете повышать? Ранее вы говорили, что планируете сократить штат на 15%. Сохраняете ли планы?

— Так и будет. Мы сокращаемся, потому что у нас нет необходимости держать такой штат. Сейчас во всех районах есть наши управления, но держать в них всех специалистов полного цикла смысла нет, потому что вся обработка информации будет проходить в бэк-офисах. Бэк-офис является также центром электронного взаимодействия с органами власти, с МФЦ и т.д. Цифровые каналы уже позволяют пересылать и получать всю необходимую информацию.

Мы думаем, что это повысит качество принятия решений, потому что одна команда будет работать на весь регион в бэк-офисе. Мы планируем, что некоторые вещи, например, начисление заработных плат, будет происходить экстерриториально, что еще больше расширит наши возможности. Оптимизируя штат, мы повышаем зарплаты своих сотрудников, которые остаются.

— Планируете ли вы продавать недвижимость фонда в связи с сокращением штата?

— Да, мы оптимизируем количество нашей недвижимости. Дело в том, что все, что имеет фонд — это все государственное имущество, а им распоряжается Росимущество. Поэтому когда у нас возникает необходимость что-то продать или от чего-то избавиться, мы всегда пишем в Росимущество соответствующую бумагу. И потом они уже решают, что с ним сделать: продавать здания или же передать каким-то другим органам.

— Как ПФР планирует повышать финансовую грамотность граждан?

Мы намерены еще более активно продвигать информацию о возможностях пенсионного страхования, о добровольном страховании. Мы хотим ориентировать людей на то, чтобы они уже сейчас понимали необходимость что-то копить, чтобы достойно жить в старости.

Например, у немецких пенсионеров государственная пенсия занимает очень небольшую часть. Помимо нее есть дополнительные программы страхования, в которых они активно участвуют, заблаговременно и скрупулезно составляют свой жизненный план и будущую пенсию.

Наши граждане в силу разных причин часто все откладывают на потом. Если это сейчас им для жизни не нужно, то они этим не интересуются – ну что будет через 30 или 40 лет? Мы считаем это неправильным. Потом гражданин приходит к нам, узнает о низком размере пенсии, начинает задавать вопросы и выясняет, что нужно было заботиться об этом заранее. Наша задача – рассказать об этом гражданину как можно раньше, чтобы с первых дней своей трудовой деятельности он знал, как себя вести.

— Как ПФР планирует реализовывать эту задачу?

— На это будет направлено несколько проектов: «Моя пенсия» и комплекс мероприятий при участии молодежных волонтерских организаций и «серебряных» волонтеров. С помощью волонтеров мы рассчитываем повысить уровень информированности людей старшего возраста и молодежи об услугах ПФР, порядке формирования пенсий и других факторах. Для тех, кто уже на пенсии самое главное – получать актуальную информацию о меняющемся пенсионном законодательстве. Пенсионеры – люди дотошные, они, как правило, все тщательно изучают.

— А что входит в проект «Моя пенсия»?

— Мы планируем создать роботизированную рассылку – присылать персонально каждому человеку в личном кабинете информацию о том, сколько составляет его пенсия на сегодняшний момент, какая она будет, если он продолжит работать с тем же уровнем зарплаты на той же должности, и какие у него есть возможности, для того чтобы повысить свое пенсионное обеспечение.

Мы начнем делать рассылку автоматически, когда человеку исполнится 45 лет, и дальше каждые три года будем информировать о том, как у него меняются права вплоть до пенсии. Запустить этот проект планируем со следующего года.

— Как будет работать новая система накопительных пенсий – индивидуальный пенсионный капитал?

— Планируется, что работник в этой системе ничего не будет отчислять — за него это будет делать работодатель. Эти средства будут перечислять в пенсионные фонды, они будут идти в дополнение к той пенсии, которую гражданин получает от нас, от ПФР. Это будет не часть нашего тарифа, а самостоятельные накопления.

— Участие граждан будет добровольным?

— Это будет добровольное участие. Здесь вопрос в том, как будет выражаться согласие гражданина, но по этому вопросу я ничего не могу сказать, так как пока не видел закона.

— Будут ли работодатели проводить разъяснительную работу с сотрудниками? Нужно ли это, по вашему мнению?

— Безусловно. Когда мы проводим свою разъяснительную работу, мы обязательно привлекаем профсоюзы. Я думаю, что такая работа обязательно будет проходить, и этот вопрос наверняка будет рассмотрен на трехсторонней комиссии.

Помните историю про электронные трудовые книжки? Сколько копьев было сломано на этой теме, как их ликвидировать, что будет с переходным периодом — это такие вопросы, которые должны обсуждаться и с профсоюзами, и с работодателями.

— Вы сами отказались бы от бумажной трудовой книжки в пользу электронной?

— Да, я бы отказался. Вы часто видите свою трудовую? Как правило, только когда устраиваетесь на работу и когда увольняетесь. Работодатель смотрит ваше резюме и звонит в кадровую службу на предыдущее место работы, где спрашивает о рекомендациях.

Мы считаем, что нужно уходить от бумажных носителей, которые могут подделываться, портиться, теряться, в которых допускаются ошибки. Мы очень часто видим старые трудовые, в которых допущены ошибки: когда Советский Союз перестал существовать, на многих предприятиях менее внимательно стали относиться к их заполнению, в итоге к нам приходят люди и приходится что-то подтверждать, выяснять и исправлять. Мне кажется, электронная трудовая — очень правильная история, которая будет выгодна в первую очередь гражданам.

— ПФР предполагал использовать блокчейн в пилотных проектах в новой системе накопительных пенсий – индивидуальном пенсионном капитале. Сохраняете такие планы?

— Что касается использования блокчейна в системе ИПК, мы пока не видели проект закона, но там предполагается создать концепцию центрального администратора. Нам этим работает Центральный банк, поэтому в данном случае это не наша история.

Что касается нас, то мы сейчас готовим соглашение с РЖД об использовании блокчейна для определения льготников на транспорте, чтобы исключить факты фальсификации и мошенничества. Заключить соглашение должны уже в этом году, а пилот будет проведен на базе Московско-Тверской железной дороги.

— Минэкономразвития предложило обязать МФЦ предоставлять гражданам удостоверения, подтверждающие статус предпенсионера? Поддерживаете идею?

— Мы заинтересованы в том, чтобы гражданин мог получить в МФЦ такую справку. Но я считаю, что удостоверения не нужны, любое удостоверение можно подделать. Мы, наоборот, уходим от этих удостоверений в электронный формат, уже даже карточки кредитные и скидочные в телефоне — нет смысла в таких удостоверениях. Мы пошли по другому пути и работаем над созданием электронного удостоверения для предпенсионеров в мобильном приложении - это "справка" с QR-кодом, которая позволяет его идентифицировать. То же самое будет и для пенсионеров.

В целом у нас работает система межведомственного взаимодействия с налоговой службой и с субъектами РФ на основе ЕГИССО, которая позволяет гражданину обходиться без таких справок. То есть гражданин приходит либо в налоговую, либо в социальную службу по месту жительства, они у нас запрашивают этот статус и оказывают услугу — все это уже реализовано. Справки могут быть нужны для работодателей, или просто, как у нас любят, чтобы дома была.

— Ранее вы говорили о росте доли трат маткапитала на оплату яслей, детских садов, школ. По оценкам ПФР, как изменится процент тех, кто использует средства маткапитала для оплаты образования?

— В прошлом году он вырос на 40% и составил 18% от общего объема средств, который в год тратится по маткапиталу. Учитывая то, что этот закон заработал только в прошлом году, я думаю, что в 2019 году эта доля должна вырасти. Но приоритетным, я думаю, все равно останется жилье.

Источник: "Rambler News Service"

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ