С 2019 года в России вступает в силу пакет законов об изменениях в пенсионном законодательстве. Базовый закон предусматривает начиная с 2019 года поэтапное повышение пенсионного возраста на год, к 2028 году он составит 65 лет для мужчин и 60 для женщин. О нововведениях в российской пенсионной системе, индексациях пенсий и разъяснительной работе в интервью РИА Новости рассказал председатель Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов.
— Антон Викторович, с этого года вступают в силу изменения в пенсионном законодательстве, 2019 год станет, если можно так сказать, пробой пера. Ваше личное мнение и прогнозы, какие трудности ожидают нашу пенсионную систему?
— С точки зрения выполнения тех решений, которые были приняты в прошлом году, особых сложностей мы не видим. Если говорить об индексации, то с 1 января 2019 года она уже фактически проведена, сейчас мы завершаем направление этих средств. В декабре было авансирование выплат. Большую часть из них, для 26 миллионов пенсионеров из 43, мы проавансировали, так как по графику они должны были получить пенсии в первой половине января. С первых дней уже новой рабочей недели года мы продолжали работу и сейчас направлено уже более 80 процентов средств.
Сельским пенсионерам также с 1 января была увеличена на 25 процентов фиксированная выплата, это порядка 800 тысяч человек. Это неработающие пенсионеры, проживающие в сельской местности, имеющие трудовой стаж в сельской местности 30 лет и более. Кстати, эти граждане могут в течение года обратиться в Пенсионный фонд и им будет пересчитана фиксированная выплата, положенная с 1 января.
С 1 февраля мы планируем проиндексировать ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) на уровень фактической инфляции. Сейчас ждем, какой коэффициент инфляции нам скажет Росстат. Эти выплаты получают 15,2 миллиона человек, достаточно большой контингент. С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, это 3,7 миллиона человек, куда входят получатели социальной пенсии, инвалиды, дети-инвалиды и так далее.
С 1 августа запланирован перерасчет пенсии работающим пенсионерам. Здесь для нас все технические вопросы решены, средства имеются, мы никаких проблем не видим.
Более того, норма закона предполагает, что индексация на шестилетний период предопределена, она будет осуществляться с 1 января каждого года, и уровень прибавки к средней пенсии будет не меньше, чем на тысячу рублей. Соотношение неработающих пенсионеров, у кого пенсия выше и ниже средней, сейчас примерно 50 на 50.
Есть новое в пенсионном законодательстве, это так называемая категория предпенсионеров. Здесь у нас, конечно, прибавится работы, но есть такой фактор, как заблаговременная работа, которая всегда начинается за полгода до назначения пенсии.
Сейчас с учетом тех, кому сохранены льготы или кто может воспользоваться льготами как предпенсионер, мы эту работу будем увеличивать и более плотно работать с гражданами, исходя из их нового статуса. Напомню, для граждан сохраняются льготы в части земельно-имущественных налогов по достижении 55 лет для женщин и 60 для мужчин, а также многие регионы приняли решение предоставлять льготы за пять лет до нового пенсионного возраста по коммунальным платежам, лекарствам и проезду на транспорте.
Здесь наша задача — обеспечить электродное взаимодействие с регионами посредством СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия – ред.) для того, чтобы передавать информацию о статусе граждан. Также работа будет вестись со службами занятости и работодателями: первые будут предоставлять лицам предпенсионного возраста повышенное пособие по безработице, а вторые — два оплачиваемых дня на диспансеризацию. Все это вступило в силу с нового года, мы к этому готовились и сейчас активно работаем над реализацией.
— Правительство уже сейчас говорит о том, что совершенствование пенсионного законодательства будет продолжено. Может, уже есть какие-то идеи в этой области?
— Основная цель совершенствования законодательства — увеличение пенсионного обеспечения граждан. Мы подписали 102 конвенцию Международной организации труда ("О минимальных нормах социального обеспечения" — ред.), взяли на себя обязательства по минимальному уровню пенсионного обеспечения, а это 40 процентов от заработной платы. Граждане получают разную зарплату, имеют разные льготы, поэтому здесь есть определенные нюансы. В любом случае мы говорим о том, что индексация пенсий должна быть выше инфляции, и пенсионное обеспечение наших граждан должно достигать тех целей, которые поставлены в долгосрочной стратегии. Мы ориентируемся на эти цели, и любые изменения и донастройка могут быть только для того, чтобы их достигнуть.
— С 1 января вступил в силу закон, обязывающий информировать граждан о потере инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям при досрочном переходе из одного фонда в другой. Как вы считаете, к чему приведет данное нововведение – сократится число переходов? Как сильно могут снизиться потери гражданами инвестдохода после вступления в силу этого закона?
— С одной стороны, число переходов граждан исторически сокращается, потому что большинство из них уже сделали свой выбор. С другой, количество негосударственных пенсионных фондов, которые занимаются обязательным пенсионным страхованием, резко сократилось. Сейчас 35 НПФ прошли критерии отбора и имеют лицензию Центрального банка. На этом рынке произошла консолидация, и в этом отношении для граждан созданы базовые гарантии.
Я напоминаю, что если гражданин раньше, чем через 5 лет, переходит из одного НПФа в другой, то он теряет инвестиционный доход. Безусловно, то, что гражданин будет знать о возможных потерях, снизит частоту переходов. Сервис перехода Пенсионным фондом разработан, мы уже получаем первые заявления через единый портал госуслуг (ЕГПУ).
Кроме того, заявление о переводе можно подать в Клиентских службах и управлениях ПФР, и там, в заявлении, уже будет вписан инвестдоход, который можно потенциально потерять.
При этом взаимодействие с НПФами у нас строится через систему межведомственного электронного документооборота, эти сервисы тоже зарегистрированы в СМЭВ, и негосударственные пенсионные фонды активно подключаются к ним для взаимодействия с Пенсионный фондом в части получения информации.
— С этого года также начал действовать закон, по которому все средства, конфискованные судом у коррупционеров, а также вырученные от продажи их имущества, будут направлены в бюджет Пенсионного фонда России. По прогнозам, за шесть лет в бюджет фонда таким способом могут поступить почти два миллиарда рублей. Как будет происходить эта процедура пересчета?
— Это стандартный процесс. Если это имущество, оно сначала поступает соответствующему органу, то есть в Росимущество или тому органу, который может это конфисковать. Далее средства от продажи уже направляются в Пенсионный фонд. Если говорим о денежных средствах, то они направляются в Пенсионный фонд непосредственно после решения суда. Статистику за шесть лет вы уже сказали, могу только добавить, что в бюджете предусмотрены необходимые коды классификации, необходимые администраторы, которые передают эти средства. По факту сколько нам передадут, столько мы и направим на выплату пенсий.
— Значит, можно сказать, что в проекте бюджета фонда на 2019 год уже появится такая графа "конфискованные средства"?
— Да, сейчас это как обязанность — передавать эти средства в Пенсионный фонд, а сколько их — увидим по факту, когда будем смотреть отчет.
— Ввиду нововведений в законодательстве вы не раз отмечали, что фонд планирует развивать информационно-разъяснительную программу не только для граждан старшего возраста, но и для молодежи. Какие мероприятия в рамках этой программы вы планируете в регионах? Какие платформы используете для этого? Может, стоит активно вовлекать в это социальные сети?
— Мы считаем это очень важным направлением нашей работы в 2019 году. С учетом последних изменений пенсионная система стала еще сложнее. Как следствие — все больше людей интересуется этой темой. Поэтому наша задача – охватить еще больше граждан, в первую очередь молодежь, сделать более доступные, оформленные простым языком постеры, модули, сервисы, которые позволяют получить необходимую информацию о том, как устроена пенсионная система и что сделать, чтобы заработать достойную пенсию. Если несколько лет назад мы начинали с различных брошюр, лифлетов, общей информации на сайте, потом добавили пособие, то сейчас мы активно используем все возможности личных кабинетов, электронных систем для того, чтобы в первую очередь информировать молодежь, которая у нас сидит в социальных сетях. Мы считаем это очень важным направлением, здесь все средства, что называется, хороши. У нас утвержден соответствующий план, дорожная карта, поэтому мы будем присутствовать везде.
— На какой стадии находится в настоящее время разработка закона о системе индивидуального пенсионного капитала (ИПК)? Почему он до сих пор не вынесен на общественное обсуждение?
— Обсуждение концепции было в прошлом году, и мы в нем участвовали, а вот закон действительно пока не вывешен на публичное обсуждение и в Пенсионный фонд не направлялся. Суть концепции в том, что это отдельный уровень пенсионного обеспечения, созданный в дополнение к нашей солидарной системе, которая обеспечивает минимальные стандарты пенсионного обеспечения, установленные 102 конвенцией МОТ. Законопроект в основном связан с желанием работника и работодателя получить дополнительные пенсионные возможности через страхование. Это как раз апгрейд накопительной системы, взносы в которую в настоящее время не уплачиваются, она оперирует пока теми деньгами, которые были получены до конца 2014 года.
Как только мы увидим закон, мы сможем сказать, как реализована та концепция, которую мы обсуждали. В любом случае мы считаем это позитивным направлением в работе, такой вид пенсионного обеспечения должен существовать, потому что не все граждане могут реализовать свои цели через солидарную систему.
— Как известно, Пенсионный фонд занимается не только пенсиями, но и выплатами материнского капитала. Планируется ли расширение перечня направлений, на которые можно потратить средства материнского капитала?
— В прошлом году уже было расширено использование средств на образование, что значительно увеличило это направление: если до 2018 года 95 процентов направлялось на жилье, то сейчас 77 процентов — это жилье, а 18 — это образование, присмотр и уход. Плюс еще появились ежемесячные выплаты, сейчас это порядка 4,5 процента. Мы считаем, что существующее количество направлений позволяет гражданам выбрать наиболее подходящий для себя вариант и принять справедливое решение.
— Как вы относитесь к идее наделения ВЭБа полномочиями негосударственного пенсионного фонда? Как вы считаете, будет ли она воплощена в жизнь?
— Этот вопрос лежит в плоскости работы самого Внешэкономбанка. В принципе, мы исходим из того, что если будет принято такое решение, граждане должны будут сами решить и сделать выбор, где хранить накопительную часть пенсии. Будет ли ВЭБ участвовать в пенсионной системе как еще один НПФ, это вопрос больше к Центральному банку, к Минфину, к самому ВЭБу.
Источник: "РИА Новости"